Наш бизнес - инновации

Виталий БЕЛЯЕВ, доктор химических наук, генеральный директор ООО ”Специальные технологии”,
«Советник Президента», №64, 2008

Об эволюции взглядов

Первая эволюция моих взглядов произошла во время командировки от Института Высокотемпературной электрохимии (ИВТЭ) УрО Российской академии наук в Южную Корею в компанию Samsung Heavy Industry в 1996 г. В то время мы еще только начинали жить в рыночной экономике и страдали от комплекса неполноценности, полагая, что Россия – отсталая страна и ее место во второй сотне государств мира. Оказавшись на месте, я убедил- ся в том, что, во-первых, группа компаний Samsung воспринимает Россию, как главного партнера (а скорее донора) самых передовых научных разработок в мире, на основе которых можно построить всю новейшую технологическую базу. Ну и, во-вторых, не взирая на очевидные экономические трудности (которые лишь только начались в это время и разразились мощным экономическим кризисом в Азиатском регионе в 1997 г.) делает ставку на новые технологии и инновации, как ключевой элемент для разрешения кризисных явлений затронувших компанию Samsung, также как и всю экономику страны. Удивило меня и чрезвычайно уважительное отношение к России, как одному из мировых лидеров, во всех аспектах – политике, эконо- мике, науке и культуре. Достаточно привести только один факт, что в подразделении компании R&D Advanced Insistute (г. Тайджон) приблизительно 10 процентов всех сотрудников были граждане Российской Федерации, работающие по контракту. Окончательное чув- ство гордости за российскую про- дукцию у меня утвердилось после посещения авиа-космической вы- ставки в Сеуле в августе 1996 г. Наш Су-30 вызвал там всеобщий восторг публики и был гвоздем программы (о чем говорит и его последняя очередь в демонстрационных полетах), затмив все другие самолеты, включая американские, французские и итальянские.

В 1997 г. я вернулся в Россию и после кризиса 1998 г. подписал контракт с японской венчурной компанией ITAC Ltd, где прорабо- тал в общей сложности 2 года в четырех компаниях Японии.

Здесь наступило мое окончательное про- зрение. Вышеуказанная компания занималась только технологическим продвижением российских научных разработок, и в ней самой работало от 50 до 70% российских граждан по контракту из Екатеринбурга, Томска, Новосибирска. Вывод, который напрашивался сам собой, был таков. Не только Южная Корея, ставшая развитой державой сравнительно недавно, но и уже утвердившаяся в сознании людей, как один из лидеров высоких технологий Япония черпает львиную долю своих технологий из России. Посетив затем обучение (посвященное управлению инноваций и разработок) стран НАТО по их приглашению, побывав в США в командировке, я лишний раз убедился в том, что и там ситуация радикально не отличается. Использование знаний и таланта ученых и специалистов («утечка мозгов», в том числе из России), грамотное маркетинговое продвижение новейших технологий вот то, что собственно и составляет основу высокотехнологичного рынка развитых стран. После всего этого пришло твердое убеждение, что мы в России просто обязаны создать подобные компании иначе мы будем обречены на постоянное технологическое отставание от всего, так называемого “развитого” мира.

От разработок – к внедрению Таким образом, в 2002 г. и появилась компания ООО «Специальные технологии», базирующаяся сначала на площадях Уральского отделения РАН. Целью компании изначально являлась реализация и коммерциализация разработок российских ученых вплоть до производства конкретных товаров и их продвижение на российском рынке, генеральным директором которой, и стал ваш покорный слуга, доктор химических наук Беляев Виталий Степанович. Начиная с 2002 г., компания ООО "Специальные технологии" с огромным трудом пробивает себе дорогу в реальном рынке Российской Федерации, внедряя действительно новые передовые технологии. Трудная задача внедрения всего нового привела к тому, что первые три года борясь за выживание, мы опирались на поддержку руководства института ИВТЭ Академии наук. Лишь по мере продвижения продуктов на рынке и появления собственных средств спустя четыре года мы смогли приобрести и освоить собственные производственные и офисные площади, на которых и разместили оборудование по на- несению алмазоподобных покрытий, не уступающее оборудованию, которое было поставлено ранее в Японию ИФМ УрО РАН.

«Изолатт»: продукт, не имеющий аналогов

Первым продуктом компании было жидко- керамическое покрытие «Изоллат», которое в 2003 г. было запатентовано (Патент РФ № 2251563, номер публикации Па- тента 20031121). К 2005 г. продукт был полностью сертифицирован, в этом же году были поданы официальные заявки на две торговые марки «Изоллат» и «Специальные технологии». После чего было подано еще 7 патентов на развитие продукта и его примене- ния. С января 2005 г. компания рез- ко увеличила объем продаж и про- изводства. Этот рост продолжился в 2006, 2007 и 2008 годах. «Изоллат» представляет собой особую водную дисперсию для создания теплоизоляционного и антикоррозионного покрытия лю- бых поверхностей. Это полимерный композиционный материал, кото- рый включает полые керамические или силикатные микросферы, за- полненные разряженным возду- хом. Поэтому получаемое покрытие обладает низкой теплопроводно- стью, высокой способностью отра- жать 90% падающих лучей света и рассеивать до 95% инфракрасного излучения. Различные комбинации наполнителей придают материалу особые свойства – способность обеспечивать высокотемператур- ную изоляцию до 5000С, огнестой- кость, сейсмоустойчивость, корро- зионную устойчивость. В компании серийно выпускают 5 модификаций «Изоллата», есть и новые разра- ботки. При этом благодаря особым технологиям изготовления «Изоллат» вдвое дешевле зарубежных аналогов, примерно на треть легче и превышает их по теплозащитным качествам. В на- стоящее время компания разработала и испытала еще одну модификацию содержащую нанофибры. Алмазоподобные покрытия (DLC) – это аморфное углеродное покрытие толщиной в 1-1,5 микрона с хорошей адгезией. Благодаря SР-3- связям, свойственным алмазу, и SР- 2-связям, характерным для графита, оно обладает алмазной прочностью и скользкостью графита. Второе качество даже более важное, чем прочность, так как снимает все проблемы, связанные с обработкой вязких металлов – алюминия, меди, никеля, титано-магниевых сплавов, а также стеклопластиков. Срок службы металлообрабатывающего инструмента обработанного покрытием в этом случае, возрастает в 5-20 раз.

География расширяется, признание растет Надо отметить, что технология нанесения алмазоподобных по- крытий, разработанная в Институте Физики металлов УрО РАН, в 1990-х гг. нашла внедрение в южнокорейский и японских ком- паниях Samsung Electronics, ITAC Ltd., Shinko-Pantec, Nagata-Seiki. Благодаря сотрудникам, которые в настоящее время работают в нашей компании, а в то время выезжали на работу в Южную Корею и Японию, компанией Samsung был освоен выпуск видеомагнитофонов с технологией известной в России под маркой Diamond Head. Сегодня компания Mitsubishi Carbide поставляет в Россию металлообрабатывающий инструмент с алмазоподобным покрытием, которое наносится в компании Nagata-seiki по российской технологии. В этой компании до сих пор еще работают несколько человек из России. В России мы единственная ком- пания, производящая напыление покрытий DLC в промышленных масштабах в соответствии с технологией вакуумного импульсного распыления графита. У нас появились заказчики со стороны высоко- технологичных предприятий – оборонных, авиакосмических. «Изоллат» в настоящее время уже получил достаточно широкое признание на российском рынке. Он применяется в энергетике, строительстве, нефтегазоперерабатывающей промышленности. Но поначалу он очень трудно пробивал себе дорогу. В целом российским инновационным компаниям сложно выйти на серьезные госкомпании и достучаться до тех руководителей, которые влияют на принятие реше- ний, а в случае с DLC покрытиями наш заказчик это в основном государственные корпорации и крупные частные компании. Реалии показывают, что поддержка государства инновациям полезна, хотя из числа заявленных разработок, тем не менее, более 70% никогда не дадут отдачи. Но прибыль от остальных проектов многократно окупит затраты, которые несет венчурная компания. В среднем на инвестированный доллар компания в результате грамотно поставленной деятельности получает $5-6 прибыли. Это выше, чем, к примеру, в наркоторговле.